Речевые игры в развитии детей.

Консультация для родителей

«Речевые игры в развитии детей»

 

Кузьмина Людмила Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.

МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»


Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности.  К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения.
Вы, родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении  ребенка, естественно, расстраиваетесь, задаете многочисленные вопросы:  почему ребенок безграмотно пишет;  теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания.  А ведь многие занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, — ребенок умеет читать и писать, поступает  в школу вроде бы подготовленный.

Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?


А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи  ребенка  необходимо учесть следующие моменты:

Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.

Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому многие  стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития.

Надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:


Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.


                                         «Помогаю маме».

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки».

Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает  из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.

 

Игры на обогащение словаря:

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?


«Опиши предмет».

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

 

 

 

Игры  с целью развития грамматического строя речи:

«Приготовим сок».

«Из яблок сок (какой?) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

 

 

 

                                             «Один — много».

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)».

                                           «Чей, чья, чьё».

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий».


                Игры на развитие фонематического слуха:

 

«Повтори правильно».

Дом – том; дол – тол;  дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка-мишка .

                                     «Придумай слово».

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree